Стратегическое планирование
Стратегическое планирование

Стратегическое планирование

Главным инструментом управления является стратегическое планирование. Как любой инструмент управления, оно используется только с одной целью: помочь предприятию лучше и эффективнее работать.

Этот комплекс действий является подготовкой основополагающих решений, а также руководством к разработке направлений развития компании с акцентом на прогнозируемые изменения в будущем.

Ключевые элементы, составляющие основу процесса стратегического планирования, направлены на успешное ведение бизнеса в будущем.

Ключевые компоненты

Ключевыми компонентами стратегического планирования являются: видение, миссия, ценности, стратегия.

  • Видение: описывает то, где компания хочет быть или каким хочет видеть мир («идеализированный» взгляд на мир). Это может быть долгосрочная перспектива, а может быть эмоциональный источник вдохновения. Например, благотворительная работа с бедными и заявление, которое гласит: «Мир без бедности».
  • Миссия: определяет основные цели компании или предприятия, кратко описывает, почему она существует, что она делает для достижения видения. Из примера про благотворительность, описанного выше, можно вывести следующую миссию — «предоставление рабочих мест бездомным и безработным».
  • Ценности: убеждения, которые распространяются между участниками организации. Развитие корпоративной культуры, постановка приоритетов организации, обозначение рамок, в которых принимаются решения. Например: «знания и навыки являются ключами к успеху» или «дай человеку хлеба — накормишь его на день, обучи его фермерству — накормишь его на всю жизнь».
  • Стратегия: узкое понимание термина стратегия означает «искусство». Умение правильно выбирать сочетание, а также использовать все средства (политику) для достижения конечной цели, к которой фирма стремится, чтобы попасть в воображаемое будущее. Стратегию иногда называют дорожной картой, которая показывает путь, выбранный в направлении конечного результата. Наиболее важной частью реализации стратегии является именно наличие в компании такой карты, чтобы двигаться в правильном направлении.

Процесс планирования называется стратегическим т.к. он подразумевает поиск, разработку лучшего способа реагирования на различные изменения рыночной ситуации (новые технологии, новые конкуренты, новые экономические, социальные, финансовые, политические условия, либо изменения окружающей среды); некоммерческие организации часто вынуждены реагировать на динамические, а порой даже агрессивные изменения среды.

Стратегический объект должен правильно формировать цели, учитывая ресурсы организации, а также сознательно реагировать на динамически изменяющуюся рыночную среду.

Процесс планирования развивает определенную последовательность действий, которые помогают планировщикам приобретать опыт, собирать и включать информацию о настоящем, а также предвидеть среду, в которой предприятие будет работать в будущем.

План — это набор решений, отвечающих на следующие вопросы: «Что делать, зачем это делать, как это сделать?» Чтобы ответить, необходимо принять ряд решений и предусмотреть набор необходимых действий.

Стратегическое планирование подразумевает расстановку приоритетов. Выделяются лишь некоторые организационные решения и действия, которые являются более важными. Большая часть стратегии заключается в принятии сложных решений, являющихся наиболее перспективными для достижения организационного успеха.

Чтобы сформулировать цели, либо задачи компании чаще всего обращаются к ключевым компонентам (видение, миссия). Для эффективного планирования видение и миссия должны ассимилироваться в культуру организации. Им также необходимо дать внутреннюю, а также внешнюю оценки.

Внутренняя оценка – сбор информации о том, как члены внутри организации могут интерпретировать миссию.

Внешняя оценка – сбор информации со стороны, которая поможет более объективно оценить перспективу развития бизнеса. Расхождения между этими двумя оценками могут дать представление эффективности миссии и видения.

Стратегическое планирование может быть сложным, жестким и даже агрессивным процессом, который всегда будет основываться на определенной идее, ясно изложенной, имеющей ключевые компоненты, поэтому, при необходимости, вы всегда сможете обратиться к ней для переосмысливания, переоценки ситуации, и нахождения нового пути развития своего бизнеса.